Главная » Статьи » Уроки фотографии » Композиция

Композиция. Эксперимент 3. Ракурс. Точка съёмки.

Эта часть фотографии расскажет вам о ракурсе и точке съемки. В этом фотоуроке я объясню, когда лучше использовать верхнюю или нижнюю точку съёмки.

 

 

Эпиграф.

 

Двое фотографов гуляют с фотоаппаратами, смотрят вокруг через видоискатели, фотографируют. Один вдруг спотыкается и падает. Второй тут же ложится рядом:
- Отличный ракурс! Что снимаем?

 

 

В предыдущих уроках мы, в основном, перемещали предметы, которые снимаем, а сами (чисто теоретически, конечно) предавались неге перед видоискателем, лишь изредка нажимая на кнопку затвора.

 

Но оказывается, что, если изменить положение фотоаппарата, то получающийся фотоснимок тоже изменится! Надеюсь это не стало для вас откровением. )


Вспомните, как мы с вами нашли много общего между глазом и фотоаппаратом.

 

Об этом стоит помнить всегда. Ведь, даже когда мы снимаем, мы «смотрим» через видоискатель фотоаппарата и «видим» будущую фотографию.

 

Так вот. При выборе ракурса мы как раз выбираем то, что получится на фотографии, а в видоискателе фотоаппарата мы видим то, что получится на снимке.

 

Самый простой пример ракурса - это использование двух горизонтальных точек съёмки (или просто взгляда). Попробуйте даже не снять, а просто посмотреть на один и тот же предмет спереди и сбоку. Первый пример, который приходит в голову - это человеческое лицо. Фас и профиль - две очень разные картинки. Ведь многие люди красиво получаются в фас, и при этом имеют полное основание стесняться своего профиля.

 

Это достаточно очевидное утверждение применимо не только к людям и их разнообразным лицам, но и ко всем предметам и, наверняка, вы уже учитываете его при съёмке.

 

Не обязательно менять ракурс съёмки столь радикально. Разумеется, существуют не только «Фас» и «Профиль», а множество промежуточных состояний. Можно снять не прямо в лоб, а сделать кадр «чуть-чуть сбоку» и получившиеся фотография превзойдёт если не все, то хотя бы часть ваших ожиданий.

 

Сейчас открою ещё один большой секрет: фотоаппарат (точку съёмки) можно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали!

 

И давайте на этой вертикали условно расставим возможные позиции точки съёмки. Всего их три.

 

«Нормальная» точка съёмки.

 

Это то, как обычно снимают люди. При этом изображение почти не претерпевает искажений. Фотография показывает «как бы вы видели с высоты человеческого роста»

Случаи применения.

 

При съёмке на паспорт, при портретной съёмке. Для получения классической фотографии. Наверное, большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки.

 

Нижняя точка съёмки.

 

Я думаю, вы догадались, что в этом случае мы стараемся снимать как бы «снизу», опуская фотоаппарат (а зачастую и себя вместе с ним для того, чтобы компоновать кадр, используя видоискатель (визировать «по-умному»)) ниже привычного «уровня глаз».

 

ATENCION! Очень осторожно используйте нижнюю и верхнюю точки при съёмке портретов! В 80 случаях из 100 это самый короткий путь к рецепту «Как сделать уродца из симпатичного человека».

 

Случаи применения.

 

Нижняя точка съёмки позволяет объектам выглядеть более «монументальными», величественными.

Имеет смысл попробовать снимать с нижней точки динамические сцены: бег, танцы, балет (язык не поворачивается отнести его к танцам). Хорошо смотрятся снятые с нижней точки сюжеты, в которых человек находится в прыжке.

Если вы снимаете «трафаретные снимки» (по-умному: снятые «в контровом свете»), то нижняя точка для вас не заменима. Трафаретными, я условно называю снимки против света (как правило, против солнца), когда получающийся объект съёмки, как бы вырезан из чёрной бумаги.

Фотография Ионова Алексея
К слову, как правило, нижняя точка создаёт более «живую», более динамичную композицию, лучше передаёт движение или даже, оживляет статическую картинку, делает её более экспрессивной.

Часто бывает полезно прибегнуть к нижней точке съёмки для того, чтобы «сформировать фон». Например, когда снимаете какой-либо объект - человека там или дерево, то бывает, что линия горизонта будто рубит его пополам. Для того чтобы «опустить» горизонт, необходимо снимать с более низкой точки.


Верхняя точка съёмки.

 

Не станет открытием, если я скажу, что при использовании верхней точки вы поднимаете фотоаппарат выше привычного уровня съёмки. Для этого вам, скорее всего, придётся забираться на какие-нибудь высоты.


ATENCION! И высокая, и низкая точки при близкой дистанции до объекта съёмки дают сильные искажения, показывают объект с непривычных нам точек. При этом, когда объект (или объекты) съёмки находятся далеко, получаемое на снимке изображение вполне привычно воспринимается нашим взглядом.

 

Случаи применения.

 

Часто бывает нужна при съёмке городского пейзажа. Или когда необходимо показать (раскрыть) объекты, находящиеся в одной плоскости.



Снимки, сделанные с верхней точки более спокойные. Даже движущиеся люди и предметы кажутся почти статичными, если сняты с высоты.

Искажения.

 

Иногда имеет смысл прибегать к самым «радикальным» ракурсам. Такие эксперименты могут дать очень неожиданные результаты. Например, снимать фотоаппаратом прямо наверх.

Или положить фотоаппарат на пол (при этом самому на пол ложиться не обязательно! Хотя... смотря с кем.))


И... главное. НЕ БОЙТЕСЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ с точками съёмки, чтобы добиться хорошего ракурса! Разумнее снять объект с разных точек, чтобы потом выбрать лучший. В конце концов, вряд ли вы снимаете на плёнку!

Терминология.

 

Немного позанудствую напоследок, чтобы в разговорах с «умными» людьми у вас не возникало путаницы и недопонимания (на самом деле недопонимания возникнуть не может, но ещё большие зануды, чем я, очень трепетно относятся к вопросам «что как называть»).

 

Надеюсь, вы поняли, что «точка съемки» - это то место в пространстве, откуда сделан снимок.

 

Ракурс же - это те «искажения», которые получились на снимке, благодаря выбранной вами точке съёмки.

 

То есть.

 

Возьмём квадрат.


Если вы снимаете его снизу, то у вас на снимке получается «трапеция».


Это и есть данный ракурс прямоугольника. А точка съёмки - это то место (внизу), откуда квадрат виден как трапеция.

 



Источник: http://www.cifrovik.ru
Категория: Композиция | Добавил: LinaLiss (14.08.2011) | Автор: Петр Черепашук
Просмотров: 3337 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: