Главная » Статьи » Уроки фотографии » Композиция

Композиция. Эксперимент 4. Перспектива в фотографии.

В этой главе вы узнаете, что такое перспектива, как придать плоской фотографии «объём», и чем отличаются линейная и тональная перспективы.

 

Вы никогда не задумывались, почему при взгляде на окружающий мир вы его видите объёмным? Если такая мысль вам приходила в голову, но ответа на нее вы не нашли, рассказываю. Дело в том, что каждым глазом вы видите немного разные картинки.

 

Небольшой эксперимент. Вот, например, обычный вполне прямоугольник. Предположим, что он достаточно большой и вы смотрите на него с близкого расстояния. «Вполне себе прямоугольник», - скажете вы. Но!


Так мы видим его левым глазом.


А так мы видим его правым глазом.

Некий процессор в мозгу получает два этих изображения, складывает их в одно и получается

Так вы видите его двумя глазами. И, например объёмные фигуры.

Если мы будем смотреть на пачку сигарет вблизи

Так мы видим ее левым глазом.


А так мы видим ее правым глазом.

В мозгу же оба этих изображения снова складываются, и мы видим пачку как бы «с двух сторон» и понимаем, что это ОБЪЁМНОЕ изображение.

 

Возьмите небольшой предмет в руки и посмотрите на него с близкого расстояния, по очереди закрывая, то один глаз, то другой. Вы заметите что «по отдельности», если можно так сказать, наши глаза видят меньше чем вместе. Это достаточно очевидно - поэтому, возможно, вы об этом не задумывались.

 

Описанные чудеса иллюстрируют то, что умные люди называют «бинокулярное зрение человека». Как раз за счёт него мы видим мир объёмным и, соответственно, можем определить, какие предметы в окружающем мире находятся близко, а какие далеко от нас.

 

В качестве не относящейся к делу справки. Для создания отчётливого стереоизображения нужно заставить нас увидеть немного отличающиеся друг от друга картинки. Этим и пользуются 3D-кинотеатры. Там раздают специальные очки (это для тех, кто в таких кинотеатрах ещё не был). На экран фактически проецируется одновременно два изображения: для левого глаза и для правого глаза. А очки, благодаря специальным линзам разделяют эти два изображения: то есть, НЕ ПУСКАЮТ картинку для правого глаза в левый, а для левого - в правый. Если же вы снимите очки, то увидите на экране два слившихся изображения (как правило, это выглядит как одно, но несколько мутноватое и двоится ).


Вот так выглядит кадр из 3D-фильма без стереоочков.

Линейная перспектива.

 

Впрочем, я отвлёкся. «Да и вообще, - спросите вы, - к чему всё это рассказывать?». А к тому, чтобы вы могли задать себе вопрос - как так получается, что при просмотре вполне плоской фотографии возникает ощущение объёмного пространства? То есть вы смотрите на снимок и в тот же миг понимаете, что та гора находится далеко, и что дерево стоит метрах в двадцати от вас, а вот лицо вашего племянника, наоборот, - совсем рядом. За счёт чего? Ведь фотография не пачка сигарет, и сколько тут ни закрывай по очереди глаза - они будут видеть ровным счётом одно и тоже.

 

Так вот! Мы ощущаем объём пространства не только за счёт бинокулярного зрения, но и за счёт жизненного опыта и абстрактного мышления. Например. Если мы видим на снимке уходящую вдаль дорогу со столбами по обочинам, которые по степени удаления становятся всё меньше и меньше, мы сразу понимаем, что на самом деле столбы на фотографии одинаковые. Они не уменьшаются в размерах, а просто удаляются от нас.



ATTENCION! Вертикальные предметы по мере удаления становятся меньше 

 

А вот параллельные прямые по мере удаления изменяются таким образом:



ATTENCION! Параллельные прямые (те же рельсы или края шоссе) по мере удаления кажутся всё более и более сходящимися в одной точке.

 

Таким образом, если на снимке будут видны две сходящиеся линии, которые, заведомо параллельны, зрителю будет очевидно, что на самом деле они не сходятся, а удаляются.


ATTENCION! Если предметы не знакомы зрителю, то вероятно, что с ними вышеуказанные принципы не сработают.

 

Умные люди факт того, что предметы по мере удаления кажутся меньше (и, собственно, то, что параллельные прямые сходятся) называют «Линейной перспективой».

 

Хорошо это или плохо, сложно сказать. Это данность. Такая же данность, как и мир вокруг нас. Ощущение объемности пространства (умные люди скажут: «Присутствие линейной перспективы») есть буквально в каждой фотографии. Другое дело - как это использовать? Я предлагаю исходить из того, что ЧЕМ ЛУЧШЕ ФОТОГРАФИЯ ПЕРЕДАЕТ ОБЪЕМ - ТЕМ ЛУЧШЕ!

 

Влиять на передачу перспективы можно выбором точки съёмки.

 

Чем ближе при съёмке будут объекты «переднего плана» (не обязательно главные), тем сильнее будет чувствоваться объём. Правда, для этого необходимо, чтобы в кадре были видны и «предметы заднего плана», так как объём будет передаваться за счёт ощущения расстояния между основным и второстепенными объектами.




Несложный вывод. Если вы хотите, чтобы ощущение объёма было минимальным (ну, мало ли, вдруг будет нужно), располагайтесь при съёмке так, чтобы ближайшие предметы были максимально удалены от вас.


Тональная перспектива.

 

Ощущение объёма можно передать также и цветом!

 

1. Более близкие предметы кажутся нам более тёмными, а удаленные - более светлыми. Значит, если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины пространства усилится.


2. Удаленные предметы кажутся менее резкими. О том, как этого достичь, можно прочитать в фотоуроке «Работа с диафрагмой. Глубина резкости».


Но надо признать, что такой эффект вполне можно получить и без игр с диафрагмой. Когда сама природа создает такие условия. Например, лёгкий туман или смог в городе. Или в горах, где расстояния такие, что слои воздуха уже перестают быть прозрачными.


P. S. Легче всего передавать и линейную, и тональную перспективу широкоугольными объективами с небольшими фокусными расстояниями.  Потому что у них «большой угол зрения» (в кадр влезает много всего), а это позволяет поймать в кадр предметы и переднего, и заднего планов.



Источник: http://www.cifrovik.ru
Категория: Композиция | Добавил: LinaLiss (14.08.2011)
Просмотров: 1737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: