Главная » Статьи » Уроки фотографии » Композиция

Сюжетное развитие событий в кадре.

С самого детства, не замечая того, мы программируемся на определенный тип восприятия изображения и событий, которые на нем происходят. Прежде всего, это связано с тем, как мы получаем и воспринимаем информацию. Мы читаем слева направо и сверху вниз. Причем наиболее быстро развитие событий происходит слева направо и гораздо медленнее сверху вниз.

 

Иными словами, если вы делаете кадр с движением или событийным развитием сюжета, то этот аспект фотографии необходимо учитывать. Иначе у вас могут получиться фотоказусы. Или совершенно не тот эффект, что вы хотели показать. Особенно забавно на такое смотреть в рекламной фотографии, когда висит один рекламный слоган, а изображение визуальным языком говорит прямо противоположное. И чему больше поверит доверчивый человек? Словам, которые можно как угодно говорить и врать, сколько хочешь, или изображению, которая является в сознании человека, своего рода документом. Фотография показывает то, что есть на самом деле.

 

Например, рекламный слоган гласит: Приходите к нам, мы отдадим вам последнюю рубашку…, а изображение говорит: Если вы придете к нам, то мы снимем с вас последнюю рубашку, как бы вы не сопротивлялись.

 

Так как показ рекламных фотографий этой компании – запрещен, приведу рисунок с небольшими объяснениями. Слева - здоровенный мужик с расцарапанным лицом, справа - обнаженный по пояс дохлый молодой человек. Так как здоровый мужик с подбитым глазом и исцарапан, значит, все-таки ему сопротивлялись отдавать последнюю рубашку. Человек справа сразу понял, что шансов сохранить свою рубашку у него нет, и он сам ее отдает. «Добровольно», так сказать.

Реклама русской одёжной компании…

 

Еще один пример. Рука, забирающая бутылку пива (воды, газировки, водки, сока и т.д.) из кадра…

 

С точки зрения рекламы, рука должна забирать бутылку, тем самым воздействуя на подсознание зрителя и готовя его к тому, что бутылку ему придется взять, даже если ему не будет хотеться пить.

 

Если рука и бутылка расположены наоборот, то вы сделаете так, что на уровне подсознания, у человека возникало желание бутылку оставить и вообще не брать ее. Это будет больше похоже на анитирекламу, даже если окажется технически качественно выполнено.

 

Пример неправильного исполнения кадра. Бутылка стоит, рука справа в финальной стадии ухода из кадра. Получается, что бутылка остается, а рука уходит.

 

Кадр можно отзеркалить и он станет правильным с точки восприятия, но вот надписи перестанут читаться. Вывод: кадр нужно было изначально снимать правильно: рука находится слева в начальной фазе и будет двигаться к стоящей бутылке.

 

Недавно, идя по городу, встретил еще одну забавную рекламу:

 

Зная про развитие событий в кадре, можно проанализировать изображение рекламы и получить:

Приходите к нам, мы вам выдадим кредит (уходим в правую часть – результат… и сверху вниз), доведем вас до безумия (глаза), выбьем зубы (отсутствие передних зубов). А дальше вами займутся наши профессионалы (боксерские перчатки говорят о профессиональном занятии определенным видом спорта, который всем понятен и известен, и именно таким образом будет проходить воздействие на клиента).

 

Хочу сделать небольшое отступление по поводу этой темы, чтобы вам было понятно, откуда растут ноги у высказываний некоторых преподавателей в области фотографии.

 

Некоторые люди считают, что если мы в кадре делаем направление развития событий справа налево, то получим движение или развитие событий именно справа налево, но с большим напряжением и как бы с преодолением внешней среды воздействия. В реальности мы получаем машину, которая уезжает задом из кадра, или балерину, сдуваемую ветром.

 

Это связано с тем, что у нас принято считать кинематограф хорошей базой для фотографии. На мой взгляд, все перевернуто с ног на голову. Кинематограф должен вырастать из фотографии, а не наоборот. Вот и получается, что люди, снимающие кино, не умеют банально построить кадр и рассказывают про правила создания движущегося изображения, применяя их к неподвижному, то есть - в фотографии.

 

На самом деле, когда человек смотрит видеоряд с развитием событий справа налево, то у него происходит внутренняя борьба с тем, что он запрограммирован на развитие событий слева направо. Возникает ощущение тяжести, внутреннего сопротивления. И видеоряд будет восприниматься как будто наш объект движется, преодолевая преграды, наперекор судьбе и т.д.

 

Даже зрители на спектакле, развитие событий справа налево будут воспринимать тяжелее, и им будет казаться, что на эту сцену ушло гораздо больше времени, чем на точно такую же, но с развитием событий слева направо.

 

Расположение объектов в кадре будет нам говорить только о том, в какой фазе движения они у нас находятся. С левой стороны кадра – начало движения, справа – конец движения или финальная фаза развития событий в нашем кадре.

 

Соответственно, даже когда вы снимаете репортажные кадры, вы должны учитывать этот аспект. Например, если вы снимаете автогонки и у вас есть возможность до начала соревнований занять позицию для съемки, а не встать где придется, то вы должны расположиться с такой стороны дороги, чтобы направление движения объектов в кадре было именно таким, каким нужно. Естественно, бывают ситуации, когда кадр можно сделать только с одной стороны дороги, и тут уже не приходится выбирать. Но если есть возможность выбора, вы должны ею воспользоваться!

 

Следует избегать центрального расположения объектов, если мы хотим сделать не неподвижный, статичный кадр, а кадр, в котором будет ощущаться движение, происходить развитие событий.

 

Поскольку все это из области психологии восприятия и работы подсознания, то вы должны прекрасно понимать, что фотографии, которые вы делаете, будут воздействовать на смотрящих и даже оказывать воздействие на их будущую жизнь. Посему к вопросу фотосъемки нужно относиться со всем тщанием и осторожностью.



Источник: http://www.cifrovik.ru
Категория: Композиция | Добавил: LinaLiss (15.08.2011) | Автор: граф Синяя Борода
Просмотров: 1451 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
спасибо

Имя *:
Email *:
Код *: