Главная » Статьи » Уроки фотографии » Композиция

Теория зрительного восприятия, или почему работает золотое сечение.

Начнем с того, как работает наше зрение, и за счет чего мы все так видим.

Наши глаза обладают тремя углами зрения. Это 180 - периферическое зрение, порядка 50 - общее и порядка 8 градусов - детализирующее (желтое пятно). Разное зрение обладает разной детализацией, чтобы что-то рассмотреть человек использует детализирующее зрение.

 

Но как это все соотносится вместе? Дело в том, что видят не наши глаза, а наш мозг. Он берет информацию от наших глаз, обрабатывает ее в соответствии с моделью окружающего мира.

 

То есть, в картину периферического зрения вписывается зрение общее, в которое входит детализирующее. Соответственно, если мы снимаем на фотоаппарат пятиэтажное здание, немного приподняв его вверх, чтобы оно вошло в кадр, и строение у нас слегка заваливается, то когда мы на него глядим снизу вверх, оно у нас не заваливается, а все линии параллельны и перпендикулярны. Это работа нашего мозга. Он берет детализированное зрение и вставляет в сетку соответствия, выправляя искажения. Поэтому дом у нас при взгляде выглядит четко вертикальным.


Осознав это, вы поймете, почему для съемки пейзажей обычно используются широкоугольные объективы - так как мы воспринимаем все окружающее. Для портретной съемки - телеобъективы с углом зрения порядка 8 градусов, чтобы картинка была ближе к той, что мы привыкли видеть. А общие сюжеты, как правило, снимать лучше всего на объектив с углом зрения порядка 50 градусов.

 

Строение глаза, слепое пятно.

 

Помимо прочего, у нашего глаза есть еще особенность - это слепое пятно. Место, где собираются все нервные окончания от светочувствительных рецепторов, и передаются в наш мозг. В этом месте отсутствуют сами светочувствительные рецепторы, и мы в этом месте не видим.


В виде схемы часть глазного дна можно представить на рисунке:


Где в центре - участок детализирующего зрения (желтое пятно), черный кружок - слепое пятно. Естественно, правый и левый глаз, дают зеркальное расположение слепого пятна.

 

Чтобы наблюдать у себя действие слепого пятна посмотрите на рисунок ниже (кликните на него, чтобы открыть в полный размер), закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор горизонтально. Не сводя взгляда с правого крестика, медленно приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.

Наш мозг маскирует такие провалы, запоминая информацию о том, что должно находиться в месте слепого пятна, и мы не видим дыр в окружающем нас мире. Соответственно, наш мозг на уровне механики зрения акцентирует свое внимание на этих точках.

 

На изображении тоже есть такие точки, которые помимо нашего желания акцентируются мозгом. Мы можем только воспользоваться этим для достижения выразительности изображения.

И мы подходим напрямую к правилу золотого сечения.

 

Золото́е сече́ние (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) - деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

~ 1,6180339...

Для простоты - 61 и 39 %.

 

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании.

 

Согласно Ле Корбюзье, в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют золотому сечению. Древнеегипетский зодчий Хесира, вырезанный на деревянной доске, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. В циркуле из древнеримского города Помпеи (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. и т. п.

 

Существует также критика золотого сечения.

 

Ко всем этим утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения. Есть основание считать, что значимость золотого сечения в искусстве, архитектуре и в природе преувеличена и основывается на ошибочных расчётах.

 

При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3), размеры кино- и телевизионных экранов - например, 3:4 или 16:9) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми».

(Если вы знаете, технологию зрения, то прекрасно поймете, критику золотого сечения.)

 

В фотографии обычно используют правило третей - для более простого построения кадра. Когда кадр разбивается на три части по горизонтали и вертикали.

 

Точки пересечения линий, разбивающих кадр на части? образуют четыре точки пересечения, это точки зрительного внимания или акцентирования.


При помещении объекта или его части в одну из этих точек вы будете акцентировать внимание зрителя именно на этом объекте или месте.

 

Теперь, когда вам понятен принцип работы золотого сечения (правила третей), то вы должны знать, что помимо этого правила построения кадра (компоновки) существуют и другие. Часто в кадре может быть использовано несколько правил, они будут работать совместно друг с другом. Но также бывают ситуации, когда одно правило построения кадра исключает другое. В каждом конкретном случае вы решаете, что нужно использовать для создания того или иного образа и создания того или иного ощущения у зрителя от снятого кадра.




Источник: http://www.cifrovik.ru
Категория: Композиция | Добавил: LinaLiss (14.08.2011) | Автор: граф Синяя Борода
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: