Главная » Статьи » Уроки фотографии » Портрет |
При съемке портрета самое главное – раскрыть внутренний мир человека. Не сиюминутные его переживания о том, как достал этот фотограф и о неудобной обуви, что болит голова или «скорей бы хочется уже домой». А именно глубинные эмоции, которые отражаются в его взгляде, мимике, позе и т.д. То есть вы добираетесь до самой сути человека.
Если вам удалось это сделать, то вам простят большинство ваших промахов с кадрированием, выдержкой, экспозицией, фокусировкой, диафрагмой… Но если вы сможете, помимо эмоционального содержания, «попасть» и по всем остальным параметрам, то у вас и получится Шедевр!
Я неоднократно замечал, что в нашем метро регулярно появляются фото достаточно низкого технического качества, но душевные. Несмотря на то, что на них нет четкости, сильный шум (или большое зерно), они выигрывают у всех соседних студийных фото, сделанных на многопиксельные профессиональные фотоаппараты. На одних фото есть глубинные переживания человека, а на других - только технический глянец.
Как достичь этого?
Прежде всего, вы должны найти контакт с человеком, которого снимаете! Даже если это профессиональная модель, вы должны смочь заставить ее раскрыться и получить нужные вам эмоции в кадре. Если это не профессиональная модель, то с одной стороны проще. А с другой – труднее: если человек будет создавать напускной образ, и вам будет необходимо его разрушить, чтобы была видна не напускная скорлупа, а именно сам человек.
Вы должны запастись массой анекдотов, начиная от детских, кончая похабными. Должны суметь задавать каверзные вопросы, которые бы ставили в тупик человека: пока он будет соображать, как вам ответить, он раскроется, и вы сможете заснять его настоящего!
Но и это еще не все. Мало найти с человеком контакт, раскрепостить его, вывести на его лице настоящие переживания и эмоции, очень важно смочь их потом разглядеть. Ведь кто-то это видит, кто-то нет, а вот вы обязаны видеть, иначе ваши портреты не будет ничего стоить в эмоциональном отношении. У некоторых это виденье есть от природы, кто-то не может видеть. Ниже я опишу то, как можно у себя развить это виденье.
Для этого не нужно ничего сложного, только интересный портрет, листок бумаги, карандаш и стирательную резинку. Понимаю, не все из вас художники, но этого и не требуется, так как главное совершенно в другом.
Вы должны попытаться скопировать портрет, перерисовывая его карандашом и сравнивая то, что у вас получается, с оригиналом. Помимо формальной схожести со снимком, вы должны еще отражать эмоциональную составляющую. То есть, похож ли ваш рисунок эмоционально на оригинал или нет. Рисунок может сильно отличаться в графическом плане от оригинала, но может при этом полностью отражать эмоциональное содержимое. Возможно вы даже усилите его в своем рисунке.
Естественно, получится не сразу, но если вы хотя бы сделаете шаг в этом направлении, то уровень ваших фотографий резко вырастет, и вы сможете видеть вещи не всем заметные.
Теперь поговорим о технических аспектах съемки портрета
Технические аспекты съемки очень важны, для правильного отображения ваших замыслов.
Нужно понимать, каким объективом следует пользоваться для съемки. Как вы уже знаете, у нас есть три угла зрения. Так как мы пристально рассматриваем лицо человека, то у нас работает детализированное зрение – угол порядка 8 градусов. Соответственно, чтобы картинка была идентичной тому, что мы видим, у нас объектив должен быть с фокусным расстоянием 300 мм (в пленочном эквиваленте 35 мм). На практике разница в перспективных искажениях между 300 мм и 200 мм не такая значительная, поэтому для съемки портретов используют объективы с таким фокусным расстоянием, при котором перспективные искажения становятся минимальными. Считается, что для съемки мужских портретов достаточно 85 мм, для женских - 105 мм. Почему разница в фокусном расстоянии? Есть такое выражение, что мужик должен быть немного красивее обезьяны. Поэтому к мужским портретам не такие высокие требования в отношении перспективных искажений.
И еще один момент касательно перспективных искажений при съемке портретов – они очень сильно зависят от расстояния, с которого происходит фотосъемка. Все потому, что человек не меняется от того, ближе он или дальше от объектива, а вот соотношение угловых размеров его ближних и дальних элементов тела (например, нос и уши) будут меняться. И получается, что для съемки ростовых портретов уже вполне годится объектив с 50 мм, к тому же человека в полный рост мы видим общим зрением (порядка 50 градусов), с той разницей, что наш мозг исправляет перспективные искажения (нарушение пропорций тела и его завал), а вот фотоаппарат – нет. Потому при съемке ростовых портретов вы должны стараться сделать плоскость, в которой находится человек, параллельной плоскости светочувствительного элемента фотоаппарата.
Ракурс при съемке портретов.
Очень часто можно слышать, что ракурс для съемки портретов нужно выбирать с уровня глаз снимаемого. Это верно, но лишь отчасти. Если вы снимаете просто портрет и не задумываетесь о большем, делайте именно так. Если же вы хотите получить какой-либо психологический окрас снимка, то тут вы должны выбрать портрет в соответствии со следующими критериями:
- На уровне глаз. Если вы равны человеку по статусу, уровню (не уровень над землей), или если вы предлагаете зрителю войти в образ этого человека, посмотреть, так сказать, его глазами.
- Снизу. Человек выше вас не только по росту, но и по значению (царь, бог, мессия, предмет поклонения и т.д.).
- Сверху. Человек ниже вас и на вас смотрит как на более значимую личность, находится под вашим покровительством и т.д. Например, друга стоит снимать с одного уровня, начальника и мессию снизу вверх и т.д. Также следует иметь в виду, что обычно мужчины выше девушек и более правильно будет при съемке женских портретов вид немного сверху.
Объективы для съемки.
Если подходить к съемке с классической точки зрения, то необходимы портретные объективы. Но можно пойти дальше и для съемки применять широкоугольные объективы. Тут вы сможете вовсю использовать перспективные искажения, которые будут давать ощущения объема и пространства за счет линейной перспективы.
Тут нужно учитывать, что широкоугольные объективы обладают разными характеристиками:
обычные - будут искажать пропорции лица, но прямые линии будут на фотографии также прямыми; рыбоглаз - не будут значительно искажать пропорции лица, но будут сильно искажать прямые линии не идущие через центр. Чем дальше линия проходит от центра тем больше она искажается. Источник: http://www.cifrovik.ru | |
Просмотров: 2009 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |